Статьи

Цигун и оздоровление. Часть 2. Целостный подход

Согласно представлениям древней восточной медицины, внутренняя ци течет в теле человека через сосуды и вспомогательные пути, не идентичные ни нервам, ни кровеносным сосудам. Эти сосуды (или меридианы) являются своего рода энергетическими путями для транспортировки ци. Выделяют 12 главных сосудов, соединенных с органами, и подразделяющихся на инь-каналы и ян-каналы, и 8 особых, т.н. чудесных сосудов. Чжан Минву сравнивает главные и чудесные сосуды с реками и озерами, говоря о том, что они функционируют похожим образом.

Органы человека также понимаются восточной медициной несколько иначе: каждый упоминаемый орган имеет максимально широкий набор функций. Зачастую к одному органу относят функции всей системы, или же, например, к функции почек также относят функции надпочечников. Такой подход обусловлен тем, что изначально недостаточные знания в области медицины компенсировались представлениями об организме как о целостной системе, между тем связи между органами (системами) – с точки зрения их взаимовлияния – описаны восточной медициной в целом верно.

Целостный подход является одним из наиболее важных положений традиционной китайской медицины и, в частности школа Чжун Юань Цигун. Это делает китайские методы более выигрышными по сравнению с симптоматическим лечением. В современном Китае методики древней медицины дополняются новейшей информацией, объясняющей их с научной позиции, но по сути своей остаются неизменными. Такими интегративными описаниями являются труды Ма Фолиня, Чжана Минву, Гаваа Лувсана.

Движению ци по сосудам могут препятствовать застойные процессы, что приводит к различным заболеваниям. Как для лечения, так и для профилактики болезней в китайской медицине используются два вида воздействия. Внешнее воздействие – это собственно медицинское вмешательство, лечебные процедуры, в т.ч. массаж и акупунктура (рефлексотерапия). Второй вид воздействия основан на использовании собственных ресурсов организма за счет направления движения ци по ее естественным сосудам. Важнейшая роль в методиках самостоятельного излечения отводится самоконтролю и расслаблению. К таким средствам лечебного воздействия и относится цигун.
Правильная ци тесно связана с покоем и пустотой ума и в понятиях цигун означает «быть расслабленным, спокойным и естественным». Спокойный ум – это естественное, первое условие в улучшении потока внутренней ци. Следствием расслабленного ума становится нормальное функционирование мышц, что означает восстановление здоровья и укрепление сил.
Расслабленность ума рассматривается как первичное условие укрепления здоровья и выздоровления по следующей причине.

Традиционная китайская медицина делит причины болезней на внешние и внутренние.

К внешним причинам болезней относятся погодные изменения, инфекционные и другие патогенные факторы, причем адаптивные способности организма и его сопротивляемость вредным воздействиям напрямую зависят от иммунной защиты организма. Повышение иммунитета также является следствием тренировок цигун, направленных на расслабление ума и телесный самоконтроль.

Внутренними причинами болезни считаются семь эмоций, приводящих к болезням: радость, гнев, печаль, чрезмерные размышления, грусть, страх и ужас.

Эти эмоции сопровождаются физиологическими реакциями на внешние стимулы, являясь стрессом для организма, приводящим к психосоматическим заболеваниям. Болезни, вызванные чрезмерностью какой-либо из перечисленных эмоций, выражаются, как правило, в изменении органов: внезапный гнев может привести к нарушениям работы печени, неумеренное веселье – работы сердца, печаль и чрезмерные размышления негативно сказываются на работе селезенки, грусть – легких, а ужас вредит почкам. Страх может вызывать эмоциональные и умственные нарушения. Все семь эмоций негативно влияют на сердце.


Тренировки цигун направлены, таким образом на снижение негативного эмоционального фона, в т.ч. депрессивных переживаний, на расслабление, ведущее к снятию эмоциональной напряженности и тревожности, а также на развитие личностных качеств, таких, как спокойствие, сдержанность, естественность и т.д.

 

ЧИТАТЬ “Цигун и оздоровление. Часть 1. Психосоматика” – ЗДЕСЬ

 

(Статья написана по материалам работы Чегаровской Лилии «ВЛИЯНИЕ МЕДИТАТИВНЫХ ТЕХНИК НА ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ И СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ ПРАКТИКУЮЩИХ МЕДИТАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ШКОЛЫ ЧЖУН ЮАНЬ ЦИГУН)», кафедра «Общей, возрастной и дифференциальной психологии», ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВОСТОЧНО-ЕВРОПЕЙСКИЙ ИНСТИТУТ ПСИХОАНАЛИЗА, Санкт-Петербург; материал взят с сайта http://www.zyq108.com/)

It's only fair to share...Share on Facebook
Facebook
Share on Google+
Google+
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on LinkedIn
Linkedin