В энергетическую систему организма, помимо энергетических каналов и биологически активных точек (БАТ), входят также области даньтянь (в литературе их еще иногда называют “киноварные поля”).
Понятие даньтянь традиционно принадлежит системам цигун. Сам термин пришел из Даосской системы. Дань – это концентрированная, сгущенная, очень сильная энергия. Тянь – это поле, зона, область. Поэтому даньтянь часто переводят как “энергетический резервуар” или “котел”. Вообще энергия ци бывает в двух состояниях: концентрированном – тогда она подобна веществу, которое мы можем видеть и осязать, и в разряженном – тогда она подобна газу. При определенной тренировке мы можем управлять состоянием ци.
Приведем следующую аналогию: лед можно сравнить с накопленной и удерживаемой энергией в даньтяне, а пар – другое агрегатное состояние льда – с обычным состоянием ци. В таком виде она присутствует везде в Космосе.
На начальном этапе практики нужно работать с той зоной, где легче почувствовать энергию. Фактически даньтянь означает участок, в котором можно накапливать энергию ци, получаемую из внешней среды, преобразовывать и улучшать ее качество.
В системе Чжун Юань Цигун различают три резервуара, или котла – нижний даньтянь – Ся даньтянь, средний даньтянь – Чжун даньтянь, и верхний даньтянь – Шень даньтянь (или Шан даньтянь).
Ся даньтянь находится в области пупка и малого таза (центр несколько ниже пупка), Чжун даньтянь – расположен в области груди (центр на уровне сосков), Шень даньтянь – располагается внутри головы, в области гипоталамуса, на уровне бровей (примерно там, где индусы ставят красную точку).
О трех даньтянях мы говорим только на начальных этапах практики, потому что именно в этих терх зонах легче всего сконцентрировать и почувствовать энергию. Кроме того в этих зонах существуют разные структуры (уровни) энергии. Но если продолжать практиковать, то в конечном счете можно сконцентрировать энергию на любом участке тела, в любой БАТ. Если мы достаточно интенсивно сконцентрируем в ней энергию, то можно сказать, что в этой точке находится соответствующий даньтянь. Поэтому считают, что при интенсивной практике цигун на любом участке тела может быть даньтянь.
Практика нижнего даньтяня используется для улучшения здоровья, приведения в порядок нашего физического тела, для восполнения растраченной за годы нашей жизни энергии, для хранения и улучшения ее качества, а также для практики омоложения и продления жизни.
Работа со средним даньтянем увеличивает нашу силу. Здесь речь идет не об общепринятом понятии физической силы, а о готовности брать на себя определенные обязанности, об уверенности в своей способности решать возникающие перед нами задачи. Часто встречаются люди, которые не начинают какого-то дела только потому, что не уверены в том, что смогут довести это дело до конца. Их пугает объем работы или другие сложности, которые могут возникнуть в процессе ее выполнения. Они не знают, что именно может возникнуть, но уже заранее боятся, что не справятся. Практика среднего даньтяня помогает им приобрести уверенность в своих силах.
Практика верхнего даньтяня усиливает наши способности к творчеству, интеллект и дух, расширяет каналы восприятия, придает психологическую устойчивость, особенно в стрессовых ситуациях, позволяет приобрести мудрость.
Необходимо отметить, что занятия любым видом цигун позволяют накапливать и увеличивать ци, но не любая методика позволяет повысить собственный уровень. Это связано с тем, что некоторые методики используются только для улучшения здоровья или только для наработки боевых навыков и пр., то есть они являются частью какой-то системы, а не системой в целом.
(статья написана по материалам книги “Чжун Юань Цигун. Первый этап восхождения”, Сюй Минтан, Тамара Мартынова)