Первым патриархом Чань-буддизма считается – ДАМО (Бодхидхарма), о котором в монастыре Шаолинь рассказывают множество интересных легенд.
Но не менее легендарен и следующий патриарх Хуэйкэ, которого китайская традиция называет первым учеником Дамо и Вторым патриархом Чань.
Предание гласит, что, когда Дамо удалился в горную пещеру в горах Суншань, он отказался кого бы то ни было брать к себе в ученики, считая, что людские сердца недостаточно мужественны и упорны, чтобы понять его учение. Но однажды к нему на вершину горы пришел некий монах, в будущем получивший монашеское имя Хуэйкэ. Несколько дней он простоял на коленях перед пещерой, где пребывал Бодхидхарма, умоляя взять его в ученики, но тот даже не вышел к просителю. И тогда Хуэйкэ, решив доказать искренность своего стремления к высшему знанию, отрубил себе левую руку и положил ее перед Бодхидхармой, продемонстрировав таким образом, что готов пожертвовать своим телом ради обучения у просветленного учителя.
По одному из преданий, распространенных среди монахов Шаолиня, Бодхидхарма сказал: «Я передам тебе учение лишь тогда, когда белый снег станет красным». И именно тогда Хуэйкэ отсек себе руку и алой кровью окропил снег, сделав «белый снег красным». Некоторые источники также говорят, что знаменитое шаолиньское приветствие учеников – “ладонь обнимающая кулак” – это напоминание об этом событии.
Самое полное описание жизни Хуэйкэ и его школы мы встречаем в «Продолжении жизнеописаний достойных монахов», причем здесь его биография изложена значительно подробнее, чем биография Бодхидхармы. Понять причины этого несложно: по сути, Хуэйкэ становится первым исконно китайским, не-индийским, проповедником истинной традиции дхианы. Именно он кладет начало созданию реальной школы и, вероятно, исходя из некоторых косвенных упоминаний в хрониках, разрабатывает новое вероучение, отказываясь от ряда чисто индийских догматов.
В ранних текстах до XI века Бодхидхарма не рассматривался как основатель новой чаньской традиции, его образ понадобился именно в тот момент, когда стало необходимым создать своеобразный мост между индийской буддийской традицией и китайским учением Чань (то есть придать Чань оттенок абсолютной истинности, связав его с буддийским патриархом). И эта связь шла по линии Бодхидхарма — Хуэйкэ, хотя очевидно, что в ту пору у индийских проповедников традиции Ланкаватары, традиции медитации, обучалось немало китайских последователей. Но в истории остается лишь один Хуэйкэ, — отсюда несложно предположить собирательность его образа.
Что нам известно о биографии Хуэйкэ, изложенной в «Продолжении жизнеописаний достойных монахов»? Хуэйкэ, или Сэнкэ («способный монах»), было монашеским именем выходца из рода Цзи (история не донесла до нас его личного имени) из провинции Хэнань, из местечка с характерным названием Хулао (Тигриная клеть), находящегося сегодня на территории уезда Жунян в Хэнани. Сначала Хуэйкэ изучал конфуцианство, затем увлекался учением «Чжуан-Лао», то есть даосизмом, изучал «Ицзин» («Книгу перемен»), но после внезапно обратился к буддизму и принял его. С Бодхидхармой Хуэйкэ встретился уже в зрелом возрасте — ему тогда минуло сорок, и он оставался с индийским наставником около шести лет.
Во время обучения у Бодхидхармы Хуэйкэ достиг просветления, а после ухода своего наставника, по ряду версий, он поселился на берегу Хуанхэ, где к нему «с разных сторон стекаются последователи Пути и миряне с вопросами о Пути». По другим версиям, Хуэйкэ становится настоятелем Шаолиньсы, по третьим — ему приходится скрываться от каких-то преследователей, при чем причины этого странного бегства остаются до сих пор покрытыми тайной. Возможно, это было одним из проявлений враждебного отношения к первым представителям учения дхианы или было связано с гонениями на буддизм вообще. Но вскоре судьба становится вновь благосклонной к Хуэйкэ, он приобретает широкую известность, издается даже некий императорский эдикт, где высоко оцениваются его заслуги и знания, что можно рассматривать как часть кампании по императорской поддержке буддизма.
Примечательный факт: хотя традиция не отрицает, что у Хуэйкэ было несколько последователей, предания сохранили упоминания лишь об одном из них — Сэн-цане (именно ему Хуэйкэ вручил текст «Ланкаватара-сутры»), который стал считаться Третьим патриархом.
(Статья написана частично по материалам книги “Чжун Юань Цигун – 1-я ступень”, а также по материалам статьи на сайте: http://www.shaolin.ru/china/chanskie-mastera/huike.php )