“Что делает художник, приступая к созданию новой работы? Он проводит линию…”
Уже ни для кого не секрет, что отношение пациента к своему заболеванию играет не последнюю роль в выздоровлении, а скорее даже ключевую. С этим соглашаются и врачи традиционной, так называемой западной медицины, и врачи восточной медицины. Например в Китайской Образной Терапии (имидж-терапии) считается, что от желания и готовности пациента самостоятельно работать над проблемой (помимо прохождения курса лечения), а также от его внутреннего позитивного настроя, во многом зависит, как конечный результат лечения, так и скорость выздоровления.
Человек может относиться к заболеванию и его последствиям по-разному.
Например, Гэвин Фрэнсис, британский хирург и путешественник, в одной из своих книг рассказывает такую историю:
“Когда поэтесса Кэтлин Джейми на пятидесятом году жизни узнала, что больна рака груди, на решила не обращаться к пластическим хирургам сразу же. очнувшись после операции по удалению опухоли, она обнаружила на своей грудной клетке огромный шрам в виде буквы “Y”. Ее шокировал абсолютно плоский вид груди, от которого она отвыкла еще в детстве. Теперь Кэтлин чувствовала, как сердце бьется прямо у нее под кожей. Во время восстановительного периода, лежа дома в постели, она размышляла о своем шраме и переменах в жизни, которые он нес с собой. Смотря на линию на груди, она думала: “Что делает художник, приступая к созданию новой работы? Он проводит линию. А теперь и у меня на теле есть линия, и еще какая!”
Она начала видеть в своем шраме то, что называется “миром природы“. Для нее он был картой, рекой, стеблем розы. За время лечения Кэтлин привыкла к пристальному взгляду врачей, но вскоре она подумала: что было бы, если бы вместо врача ее шрам осмотрел художник? Она спросила у своей подруги художницы Бриджид Коллинс, не хочет ли она создать серию картин и скульптур, посвященных ее шраму. Чтобы сделать этот проект совместным, Джейми начала писать короткие стихотворения в прозе. Стихотворения Джейми и работы Коллинс скорее раскрывались в тандеме, чем иллюстрировали или объясняли друг друга. Женщины работали вместе, чтобы создать отдельные, но взаимосвязанные произведения. “Выздоровление, которое позже наступило, стало для нас совместным опытом, – позже писала Коллинс. – Опытом затянувшихся и свежих ран, которые можно рассматривать одновременно как личные и как всеобщие. Краеугольным камнем нашей работы стало наше восприятие природного мира”.
Выставка, организованная этими женщинами, объединила в себе две разные традиции изображения человеческого тела. Первая традиция заключается во взгляде на анатомию через призму хирургов-художников прошлого, которые стремились запечатлеть больных и обезображенных людей в образовательных целях.
Корни второй, более древней традиции уходили в классические представления о здоровье. Тело здесь было отражением Вселенной. Если тело – пейзаж, а болезнь – буря, в великой гармонии которых мы играем лишь маленькую роль, то мир вокруг нас таит ключ к восстановлению внутреннего равновесия.
Когда Джейми видит опухоль на своей маммограмме, она не приходит в ужас. Наоборот, она считает опухоль “довольно красивым серым светящимся шаром, похожим на полную луну, увиденную через бинокль”…
На последней картине из цикла изображены тысячи городских и береговых ласточек, которые ловят рыбу в реке, готовясь к осенней миграции. Они “целуют реку на прощание и открывают для себя дверь, в которую выпорхнут, как только дни станут короче”, подобно Джейми, которая расстается с летом своего выздоровления. Время, отведенное на восстановление сил, должно восприниматься не как наказание, а как благословение. “Восстановление после операции было настоящим блаженством, – писала Джейми. – От меня никто ничего не требовал… Я просто гуляла вдоль берега реки и спала лучше, чем когда-либо раньше”.
Умение Джейми обращаться со средствами языка и несентиментальность ее натуры позволили ей превратить ужас и боль восстановления от рака молочной железы в настоящий праздник жизни.
Совместный проект Джейми и Коллинс преподал мне урок, который я применил в своей врачебной практике: выздоровление подразумевает не только восстановление баланса внутри тела, но и вхождение в контакт со всем, что нас окружает.”
(В статье приводится фрагмент книги ” Путешествие хирурга по телу человека”, Гэвин Фрэнсис)