Естественные законы – это модели взаимодействия, которые можно найти во всех проявлениях в природе. Китайцы описали эти модели двумя теориями, чтобы облегчить понимание сути природных явлений. Это теории Инь-Ян и У-Син. Они рассматриваются как основные законы Космоса.
Теория Инь-Ян описывает полярные конфигурации всех аспектов существования во Вселенной. Теория У-Син описывает динамические преобразования, которые происходят в природе т в мире людей. Вся китайская традиционная наука и культура основана на понимании этих двух теорий.
Естественные законы, выраженные в теориях Инь-Ян и У-Син, были закодированы в символе Тайцзы.
Знак Тайцзы – символ целого, с помощью Тайцзы можно представить всякий объект, всякое взаимодействие и всякое явление, так как все сущее состоит из Инь и Ян. Этот символ выражает суть концепции Дао, или Пути Вселенной.
Китайская метафизика видит каждую часть природы как содержащую информацию о целом, подобно тому, как ДНК любой клетки содержит информацию обо всем организме человека в целом или как каждая частичка голограммы содержит в себе все изображение. На каждом уровне, каждый объект является сам по себе полным: клетка является законченным целым, точно также и тело, и планета, солнечная система, галактика. Это всегда одно и то же проявление – отличия лишь в масштабе.
С этой точки зрения, все во Вселенной представляет собой взаимодействие энергий Инь и Ян. Принимая эту концепцию мы можем увидеть, что все – пейзажи, предметы или преобразования – это Тайцзы. Все содержит аспекты Инь и Ян: земля – небо, женщины – мужчины, отдых – работа, печаль – радость, ночь – день, и т.д.
С древних времен китайцы наблюдали, как день сменяет ночь; они наблюдали движение небесных тел, циклический характер времен года, цикл жизни и смерти всех живых существ, общую структуру и ритмы общественной жизни. Они отметили, что всегда и во всем, в каждой вещи и в каждом явлении, сосуществуют два полярных аспекта. Например, если есть рождение, то есть смерть; если есть успех, то есть и неудача; если есть день, то есть ночь. Печаль существует в паре с радостью; верх противоположен низу, правая сторона – левой. Все аспекты жизни мы понимаем и осознаем, благодаря такой полярности. Мы понимаем холод лишь благодаря тому, что есть тепло, понимаем, что такое темнота, благодаря свету, и – наоборот.
Эти два полярных аспекта были названы Инь и Ян. Ян – аспект, проявляющийся более очевидно, Инь – менее очевидно. Все во Вселенной, от атома до Солнечной системы, и всякое явление в человеческом обществе состоят из Инь и Ян.
Следующие четыре соотношения традиционно описывают связь между Инь и Ян:
- Инь и Ян едины и противоположны;
- Инь и Ян влекут за собой друг друга;
- Инь и Ян возрастают и сокращаются;
- Инь и Ян переходят друг в друга.
Рассмотрим каждое из этих соотношений подробнее.
Инь и Ян едины и противоположны
Каждое явление во Вселенной состоит из двух противоположных аспектов – верх и низ, лево и право, небо и земля, динамика и статика, тепло и холод. Эти два аспекта отдельны, но объединены в одном явлении или в одном измерении опыта. Являясь отдельными аспектами, они создают импульс к развитию; а поскольку они объединены, то поддерживают динамическое равновесие и интеграцию. Явления развиваются и угасают путем взаимного ограничения и усиления Инь и Ян. Таково происхождение цикла рождения, роста, увядания и смерти. Все циклы человеческой жизни, от физиологических до психологических, коренятся в преобразовании и взаимодействии Инь-Ян.
Инь и Ян влекут за собой друг друга
Ни один из двух аспектов не может существовать без другого. Если нет верха, не может быть низа; если нет левой стороны, не может быть и правой; если нет рождения, не может быть и смерти. Один аспект существует только вместе с другим. Если есть Инь без Ян или Ян без Инь, то не может быть никакого роста или преобразования.
Инь и Ян возрастают и сокращаются
Ничто во Вселенной не стоит на месте. Инь и Ян противостоят друг другу и независимы друг от друга, но никогда не пребывают в статическом положении или состоянии. Они постоянно меняются. Если одного в избытке , то другого недостает, если один увеличивается, то другой уменьшается. В большинстве ситуаций есть определенные границы, позволяющие поддерживать динамическое равновесие, а при превышении этого предела положение теряет стабильность. На индивидуальном уровне дисбаланс приводит к заболеванию, а на общественном уровне вызывает социальный хаос.
Инь и Ян переходят друг в друга
Все вещи могут превращаться друг в друга, потому что каждая из них содержит семя возможности чего-то другого. Любой успех несет в себе семя неудачи, и неудача несет в себе семя успеха. В крайних случаях количественное изменение может превратиться в качественное. Например, когда мяч подброшен вверх, его полет – это Ян. Когда мяч достигнет своего предела высоты и начинает падать, его полет становится Инь. То же относится к эмоциям. Например, когда человек достигает абсолютного счастья, он может заплакать, а переживая сильное горе, он бьется в истерике и хохочет.
Описанные четыре взаимодействия называются теорией Инь-Ян. Это универсальный характер взаимодействий и превращений всех вещей. Важно помнить, что Инь и Ян – это не сами вещи, а свойства вещей.
Хотя Инь и Ян постоянно меняются, они также описывают равновесие всех вещей в одном конкретном временном срезе, подобно статическому снимку.
Продолжение читайте во второй части статьи.
(Статья написана по материалам книги и лекций Шентан Су, доктора философии и мастера фэншуй школы форм)